Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Особенности реализации функциональных


Функциональные возможности Регионального Портала и порталов органов исполнительной власти в полном объеме могут быть реализованы только при условии максимального соответствия формализующих их процедур действующему на данный момент российскому  законодательству.

До приведения законодательных актов в соответствие с потребностями реализации функций системных элементов инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти,  отдельные их сервисы будут находиться вне действующего «правового поля», и, несмотря на законность их оказания посетителям Портала, не будут полностью легитимны с точки зрения юридической силы действий, совершаемых с их применением.

На начальном этапе реализация проекта Регионального Портала и иных системных элементов инфраструктуры электронного взаимодействия Региональных органов исполнительной власти потребуется принятие специального Акта Правительства Российской Федерации (в виде постановления или распоряжения), который утвердит соответствующую Концепцию Регионального Портала и технически проект.

Содержательная структура начальной версии может базироваться на положениях действующего законодательства и ряде других Региональных документов, к которым следующие:

-        «Перечень регулярной обязательной информации для размещения Региональными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет» (утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации № МК-П44-11243 от 27 июня 2001 г.)

-        Рекомендации по созданию и сопровождению интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти, подготовленные Департаментом Региональной информации Аппарата Правительства Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации № МК-П44-11243 от 27 июня 2001 г. (Версия 2.0 от декабря 2002 года).

Указанные документы позволяют выстроить систему его поддержки и сформировать достаточно четкую структуру содержания Регионального Портала включая такие содержательные направления как:


Информация о Региональных органах исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации

Информация о Региональных органах исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации может быть доступна через Региональный Портал постольку, поскольку она не относится к категории информации ограниченного доступа (в частности, к категории государственной тайны). Перечень и объем соответствующей информации, степень ее детализации и т.д. в настоящий момент жестко нормативно не регламентируется, что обеспечивает достаточно высокую степень гибкости в определении требований к объему и содержанию такой информации;

Информация о нормативных правовых актах, принимаемых Правительством Российской Федерации

Информация о правовых актах, принимаемых Правительством Российской Федерации должна быть доступна гражданам, субъектам хозяйственной деятельности в соответствии с основополагающими принципами российской Конституции (в частности, о праве на информацию). До принятия поправок в законодательство, регламентирующих порядок обнародования принятых нормативных правовых актов, соответствующая информация на Региональном Портале (представленная в электронном виде) будет носить неофициальный характер.

Информация о деятельности Региональных органов исполнительной власти



Информация о деятельности Правительства Российской Федерации и Региональных органов исполнительной власти, включая пресс-релизы, статистическую информацию о подведомственной Региональному государственному органу отрасли и т.п., может быть размещена на Региональном Портале постольку, поскольку она не относится к категории информации ограниченного доступа. Не существует каких-либо ограничений на размещение гипертекстовых ссылок на иные интернет-сайты, содержащие соответствующую информацию.

Электронная отчетность

Представление физическими или юридическими лицами через Порталы Региональных органов исполнительной власти отчетных документов в электронном виде (не предполагающее «обратной связи» от государственного органа в интерактивном режиме) возможно в случаях, если об этом есть прямое упоминание в действующих законодательных актах.


В настоящее время допустимость подачи в электронном виде налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности предусмотрена соответственно Налоговым кодексом Российской Федерации и Региональным законом «О бухгалтерском учете» (поправки 2001-2002 гг.), однако механизм электронной отчетности в них не раскрывается. Это пока не позволяет реализовать соответствующий функционал на порталах ряда Региональных органов исполнительной власти.

Интерактивные сервисы (предполагающие информационное взаимодействие с должностными лицами или подразделениями государственных органов)

К реальным интерактивным сервисам (например, получению ответа на запрос гражданина или организации, выполнению отдельных «стандартных» процедур типа регистрации по месту жительства и т.п.) действующее законодательство относится «нейтрально», не регламентируя, но и не запрещая напрямую выполнение таких процедур методами электронного взаимодействия.

В то же время для большинства указанных процедур законодательством предусмотрена подача и выдача документов только в бумажном виде, что требует, по меньшей мере, дублирования электронного информационного обмена «обычным» документооборотом. До принятия законодательных актов, предписывающих обработку указанных запросов и выполнение соответствующих процедур в интерактивном режиме, полностью соответствующие функции Регионального Портала и других порталов системы исполнительной власти реализованы быть не могут.

Следует также принимать во внимание еще ряд проблем, к которым необходимо отнести такие как:

-        отсутствие утвержденных механизмов идентификации посетителей Портала (законодательство об электронной цифровой подписи не позволяет на практике подписывать все запросы пользователей ЭЦП) влечет необходимость в описаниях соответствующих интерактивных сервисов детально регламентировать порядок (само)идентификации пользователей. В частности, возможно, предусмотреть освобождение государственного органа от обязанности предоставлять какую-либо информацию в интерактивном режиме лицам, представляющим неполные или недостоверные сведения о себе;



-        отсутствие законодательной регламентации оборота информации персонального характера, ведет к тому, что должны быть предприняты меры по максимальной защите информации о пользователях. Соответствующее уведомление о таких мерах должно сопровождать все приглашения к использованию интерактивных сервисов Портала.

Интерактивные сервисы (ознакомительно-справочного характера)

Интерактивные сервисы, относимые к ознакомительно-справочным (например, примерный расчет пенсии или ознакомление с процедурой постановки на учет автотранспорта), не требующие немедленной «обратной связи» со стороны государственных органов, могут быть полностью реализованы уже в настоящее время в автоматизированном режиме. При этом следует учесть, что до законодательной регламентации обеспечения достоверности и полноты размещаемой на интернет-сайтах информации, для пользователей таких интерактивных сервисов должно быть доведено уведомление о характере информации, доступной вследствие использования интерактивных сервисов Портала.

Интерактивные сервисы по организации закупок товаров (услуг) для нужд государственных органов

Для большинства Региональных органов исполнительной власти представляет значение создание в рамках ведомственных порталов интерактивных сервисы, организующих процедуры  госзакупок в настоящий момент не могут быть реализованы в полном объеме (например, проведение электронных торгов), поскольку действующим законодательством предусмотрен документооборот с участниками торгов (аукционов) только в бумажном виде. Алгоритмизация и перевод процедур госзакупок в интерактивный режим на ведомственном портале возможны только для части соответствующих процедур (в частности, проведение собственно торгов, при условии предварительной подачи всех необходимых документов в бумажном виде). Разумеется, при этом преимущества электронной формы проведения госзакупок (удешевление и ускорение процедур) в значительной степени могут быть утеряны.


Содержание раздела